Сколько времени уходит на создание текста? Этот вопрос интересует не только заказчиков контента, но и начинающих копирайтеров. Поэтому расскажу, из каких этапов состоит работа над статьями и описаниями, какие «подводные камни» могут отдалить срок готовности материала, а что поможет ускорить сдачу работы.
Для тех, кому лень много читать — сразу отвечу на вопрос, сколько времени нужно, чтобы написать текст. Минимум три рабочих дня с момента получения исчерпывающего техзадания. Если интересуют подробности — смотрите дальше.
Естественно, говорим только об осмысленном копирайтинге. Специфику работы на текстовых биржах не рассматриваем — когда копирайтеру дается 4 часа и никаких исходных данных. В этом случае получится дежурный бред про «высококвалифицированных специалистов динамично развивающихся компаний». Который как-то подойдет для бездумного SEO (трафик с большим количеством отказов), но не принесет пользы посетителям (актуальность, новизна) и владельцам сайта (маркетинг, мотивация клиентов).
Также обойдем вниманием ситуации, когда для сбора исходных данных требуется выезд в командировку (участие в тестах продукции, интервью на выставках, фотосъемка презентаций) — это отдельное направление, и сроки там другие. От нескольких часов для репортажа с места событий (статья пишется непосредственно на мероприятии и тут же отдается на публикацию) до двух недель (подготовка развернутых фоторепортажей с большим количеством фотографий).
День первый — изучение брифа и сбор инфомации
Чтобы составить качественный технический текст, потребуется вникнуть в тему. Даже если автор хорошо ориентируется в данном направлении. Впрочем, другие тематики в работу нет смысла брать. Поскольку хорошо написать на понятном читателю языке можно только о том, в чём разбираешься.
План статьи уже появляется в процессе обсуждения деталей с заказчиком (это может занять от нескольких часов до месяца). На основании выбранной структуры собираем данные из разных источников. Что-то берем с официального сайта, что-то с профильных форумов, что-то из буклетов и видеопрезентаций.
Не стесняемся «надоедать» заказчику — обратная связь необходима для написания качественного текста. Но и писать каждые 15 минут по одному предложению не нужно — цените время других людей. Соберите не более 10 вопросов, на которые не нашли ответа в первоисточниках, после чего отправьте письмо.
Получившийся «информационный коктейль» складываем в отдельный файл. Из него будем перетаскивать полезные факты в черновик.
Обдумываем проблемы целевой аудитории и преимущества предмета описания. Особо интересные мысли сразу фиксируем «на бумаге» (вордовский файл, блокнот или диктофон — не столь важно).
Чем хуже обратная связь с клиентом — тем дольше будет срок написания статьи. Быстро и охотно делится информацией — время на подготовку черновика будет минимальным.
День второй — пишем, проверяем и форматируем текст
Мысли систематизировались, начинаем писать. Не зацикливаемся на описках — поправить их ещё будет время, а мысль может ускользнуть.
- Сразу структурируем написанное — подзаголовки, абзацы. Сразу выравниваем по ширине, чтобы смотрелось красиво.
- После написания проверяем на задвоенные пробелы, удаляем ошибки и бросающиеся в глаза повторы слов.
- Подбираем и прикидываем расположение иллюстраций. Если у автора нет своих — возьмите у заказчика. Или спросите, в каком фотобанке нужно искать.
- Проверяем семантику — убираем ненужные «ключи», приводим в порядок тошноту и водянистость. Как это сделать — писал несколько лет назад.
- Вычитываем получившийся материал и оставляем «вылёживаться» на ночь.
Основная ошибка молодых копирайтеров — желание отправить результат уже на этом этапе. Ведь всё вроде готово. А потом смотреть на опубликованный результат и краснеть от стыда или просить заказчика перезалить отредактированный файл. Особо неприятно, когда пишете технический текст не в интернет, а для печати в журнале/буклете или озвучки видео. Ведь клиент уже оплатил работу типографии, верстальщика, диктора, студии.
День третий — вычитка, корректирование и отправка
Время написания статьи близится к завершению. Но до дедлайна ещё далеко.
- На свежую голову открываем файл и читаем. Убеждаемся, что логическая цепочка выстроена правильно, заменим синонимами тавтологию.
- После чего откладываем на пару часов до повторной вычитки. Когда открыли второй раз — поменяем ширину листа. Это даст возможность увидеть повторения, если их пропустили ранее.
- При необходимости добавляем иллюстрации, затем отправляем заказчику на рассмотрение.
Если автор компетентен, то в 95% случаев исходный вариант принимается сразу, в остальных 5% требуется исправить что-то незначительное.
Работа закончена, можно приступать к следующей статье.
Теперь вы знаете, за какое время можно написать качественный текст. Разумеется, всё написанное выше не означает, что за трехдневный срок должен появляться только один материал. Например, последние 5 лет стараюсь параллельно вести 3-4 не пересекающихся между собой проекта — лодки, автомобили, логистика, автотранспорт/запчасти. Таким образом, и мозг отдыхает от переключения деятельности, и заказчиков устраивает соотношение скорость-цена-качество.
В заключение — напутствие копирайтерам.
Уважайте клиента и себя, не форсируйте сроки — это неизбежно приведет к потере качества. Это заметят читатели и почувствует заказчик. И, возможно, вы его потеряете. А вам придется уйти в более «дешевую» нишу, чтобы для поддержания приемлемого уровня дохода писать больше и быстрее, увеличивая количество брака. Поэтому всегда сообщайте реальное время написания текста.
Желаю всем качественного контента в Новом году!
© Илья Илмарин, декабрь 2020.
Технические тексты для бизнеса и СМИ