Успешный копирайтер — работа или творчество?

Иллюстрация к статье Успешный копирайтерКак стать успешным копирайтером — это словосочетание набило оскомину среди бесконечных лайфхаков для повышения мотивации. Какую концепцию развития выбрать, чтобы добиться результатов на ниве копирайтинга? Одни расценивают написание коммерческих текстов как подработку, другие стремятся брать количеством, третьи повышают свой уровень и качество публикуемых материалов. Рассмотрим типичные портреты авторов.

Успешный копирайтер — миф или реальность?

Ежегодно тысячи людей приходят в копирайтинг. Для кого-то это способ заработать дополнительные средства, кто-то пробует себя на новом поприще. Но лишь единицы достигают заметных результатов в профессии. Кто виноват, что Каплуновых, Ильяховых, Панд и Котов исчезающе мало?

Системный подход — основа любого проекта. И то, как на первом этапе молодой автор отнесется к работе, во многом предопределит его развитие. Поэтому, чтобы избежать ненужных затрат сил и времени, к началу пути необходимо чётко сформулировать цель и обозначить задачи, которые требуется решить для её достижения.

В этом случае за 2-3 года вы добьётесь определённых результатов по выбранному направлению, самостоятельно пройдя нелёгкий путь становления. И когда достигнете промежуточной цели — настанет момент для принятия решения о дальнейшем росте. Будет это нишевый копирайтинг, или откроете текстовое агентство — покажет время.

Подработка копирайтером

Начиная с установки, что писательство — это побочный заработок, который не стоит воспринимать всерьёз, особых результатов не получить. Да, вы зарегистрируетесь на фрилансовых и текстовых биржах. Достигнете определённого уровня во внутренней иерархии.

Но по-прежнему останетесь в нижнем ценовом сегменте, где написанное коммерческим писателем воспринимается как дешевый массовый продукт. Там, где заказываются тысячи текстов веб-мастерами или seo-специалистами, отношение к ручному труду соответствующее. Копирайтер в этой среде — временный заменитель машины по созданию контента.

Если вы уже начали работать в этом направлении, то, наверняка, вам знакомы задания вроде «быстро требуется 200 статей о дверях», или «ежедневная публикация двух новостей по автомобилям». А может, и того хуже — писать заказные отзывы и описания товаров, которых в глаза не видели. Или «творить» adult-контент.

Времени на саморазвитие у этой группы исполнителей нет. Как и вдумчивого подхода. Это прозябание в текущем моменте, где отсутствуют перспективы и место для собственного «Я». Люди обречены на ежедневную рутину и тиражирование десятков килознаков по бросовой цене для получения минимального дохода на пропитание.

Но если получится найти время, чтобы научиться писать лучше, вас могут пригласить в следующую группу…

Работа копирайтером за зарплату

Если вы пишете более-менее осмысленные статьи о том, в чём разбираетесь, то уже через полгода начнут поступать предложения о полной занятости. По мере роста квалификации будет увеличиваться и ставка. В случае отсутствия амбиций и стремления к развитию в рамках свободной профессии — это неплохой вариант.

Вам могут предложить вести блог, наполнять контентом сайты, сотрудничать с агентством копирайтинга, модерировать форумы, или вести группы в соцсетях. Это рутинная деятельность, которая будет занимать всё дневное время.

Таким образом, получаем аналог обычной занятости. Почему это выгодно работодателю? Потому что не надо обеспечивать вас офисным местом, платить налоги, покупать компьютеры и следить, чтобы вы не играли в «танчики», и не сидели в «одноглазниках».

Возможно, для части авторов, привыкших трудиться за зарплату, такой вариант вполне удобен. Здесь не нужно уметь планировать — за вас всё решает начальник. Вы избавлены от кучи проблем — где искать заказчиков, как общаться с клиентами, как распределить время. Но это очередной тупик в лабиринте эффективности.

Чтобы увеличить доход, вам потребуется больше писать — вести дополнительные чужие проекты, брать «халтуру» по вечерам. И через некоторое время произойдёт «выгорание», пресыщение однообразной деятельностью. Каждое утро будете идти к компьютеру, как на каторгу. Но есть другой вариант…

Независимый творческий автор

Тут надо приготовиться к тому, что путь этот неблизкий. И сиюминутной выгоды не сулит. Для достижения результатов надо преодолеть «долину смерти» — период, когда копирайтинг практически не будет приносить дохода. Но в это время вам придётся активно развиваться, нарабатывать портфолио, учиться новой профессии, осваивать смежные области — журналистику, психологию, маркетинг.

Поэтому внешний источник средств к существованию обязателен. Если вы ещё не бросили основную работу, но твёрдо решили стать копирайтером — не спешите писать заявление. Каждый вечер, вернувшись домой, штудируйте материалы на сайтах «гуру копирайтинга», смотрите вебинары, читайте учебники и специальную литературу. Изучайте статьи мастеров по выбранной специализации. Тренируйтесь в написании текстов. Уделите внимание профильным журналам, чтобы понять их формат.

Главные враги копирайтера — нужда и неорганизованность. Если будете думать о том, что завтра надо написать 10 страниц, чтобы купить поесть — ничего хорошего не выйдет. Равно как и провал на пару часов в «контактик» не принесет никакой пользы.

Когда научитесь планировать время, чередуя эффективный труд, учёбу и отдых — сможете составить бизнес-план по развитию, и постепенно добиваться поставленных целей. Но даже в этом случае рано или поздно достигнете верхней планки. Если вы не гений маркетинга, то предел наступит при стоимости около 1 тыс. руб. за 1000 знаков.

Дороже ценятся единицы коммерческих писателей. И требуются серьёзные знания с организационными навыками (пресловутый менеджмент). Поэтому один из вариантов увеличения дохода — начало собственного коммерческого проекта.

Открываем агентство текстового контента

Сколько может написать копирайтер в день? Количество материала, которое способен выдать (и вычитать!) один человек, ограничено естественными факторами. Как правило — это 3-5 тыс. знаков за 6-8 часов. Реже — до 10 000 (статья на интересную и знакомую тему). Даже имея достойный гонорар, людям свойственно стремиться к большему. Но увеличение объёма неизбежно снизит качество материала. Поэтому открытие агентства — логичный шаг к дальнейшему развитию.

Здесь на первый план выходят организаторские способности. Потребуется общение с заказчиками, координация и контроль работы копирайтеров, бильд-редактора, ведение бухгалтерии и продвижение проекта. Теперь уже вы сами нанимаете SEOшника, вебмастера, сотрудничаете с иллюстраторами. Скорее всего, для написания статей времени физически не останется.

В итоге, вы получаете обычную работу, аналогичную той, которой занимаются руководители мелких фирм. Нужно это или нет — решать вам.

Миф о «среднем заработке»

Сколько зарабатывает копирайтер в Москве? Общаясь с авторами из небольших городов, часто встречаю формулировку, что «вам в центре хорошо, а у нас везде маленькие зарплаты». Но ведь мы не привязаны физически к тому месту, где находимся. Поэтому говорить о том, что коммерческий писатель из Рыбинска должен стоить дешевле, чем московский автор, в корне неверно.

Если следовать этой логике, то когда пишешь в столице — должна быть одна цена. Уехал летом на природу, и творишь, сидя на берегу реки — тут же должен снизить расценки в 10 раз? Абсурд!

Стоимость автора не зависит от места нахождения, а лишь является отражением его умений (в том числе «продать» себя), опыта, известности.

Стоит ли идти на платные курсы копирайтинга?

Часто слышны депрессивные высказывания, что для того, чтобы начать работать копирайтером, требуется оплатить дорогостоящее обучение. Но если вы ленивы — то и курсы копирайтинга не помогут. Считаю, что любая информация ценнее, если она добыта с некоторым усилием, а не разжевана в готовом виде.

В определённых условиях платное обучение поможет сэкономить время на поиски полезных сведений. Плюс ко всему человек так устроен, что если заплатил за что-то — то это ценится им выше, чем бесплатные знания.

Если здраво проанализировать ситуацию, то в Сети можно найти все необходимые учебники, книги, полезные программы, записи вебинаров и мастер-классов. Останется только систематизировать полученную информацию, и научиться применять её на практике.

В определённый момент вы будете готовы платить за действительно уникальные методики. Но к этому времени уже сами станете обладателем увесистого багажа знаний. И поймёте, что даже за деньги топовыми и реально работающими «фишками» никто делиться не собирается, чтобы не плодить конкурентов.

Перспективы нишевого копирайтинга

Один из вариантов развития — уйти в узкую нишу. В ту область, где вы эксперт. Это длинный путь, и связан он с поиском своих клиентов. Которым нужен такой контент, который не могут дать другие авторы. Но для этого понадобится сделать так, чтобы о вас узнали. А это годы. Готовы вкалывать на перспективу? Приступайте!

Формирование имиджа — длительный процесс. Вам предстоит консультировать (поначалу бесплатно), продвигать свой сайт в целевой среде, посещать профильные мероприятия.

Большой плюс — если тематика совпадает с предыдущей деятельностью. В этом случае, наверняка у вас остались контакты руководителей компаний. Производящих, импортирующих или продающих тот товар (или услуги), в сфере описания которого вы и планируете деятельность.

Врываться «с нуля» в новую область сложно. Годами наработанные связи никто не будет менять без весомых причин. Доказывать, что вы разбираетесь лучше других в той сфере, в которой вас не знают, или демпинговать — на это может уйти непозволительно много ресурсов.

Знакомы с автосервисом — предлагайте себя поставщикам инструмента, сервисного оборудования и владельцам автомастерских. Показывая пользу, которую могут принести ваши тексты. А для этого необходимо вести статистику конверсии статей и описаний, количества отказов, процент переходов к оформлению заказа.

Чёткий план — залог успеха

Подводя итог, отметим, что бессистемный подход способен загубить самые перспективные начинания. Кидаясь от описаний еды к статьям о промышленном оборудовании, перебиваясь написанием фиктивных отзывов и разовым постингом по соцсетям, вы тратите драгоценное время, отдаляя себя от намеченной цели.

Напротив, если целенаправленно, шаг за шагом, решаете поставленные задачи, то эта стратегия обеспечит прогнозируемые результаты. Какое направление выбрать — каждый решает сам. Надеюсь, что эта статья поможет вам определиться, наметить верный путь, и в итоге стать успешным копирайтером.

P.S. Это последняя статья для копирайтеров. Наполнение раздела на ней завершается.

© Илья Илмарин, 2018
Авторские тексты для бизнеса и СМИ