Откуда берутся плохие тексты

На просторах Интернета читатели часто возмущаются, когда видят бессмысленное описание товара или новость, написанную дилетантом. Предлагаю разобраться, откуда берутся плохие тексты, и почему именно они заполоняют сайты.

Увы, в текущей экономической ситуации многое делается ради снижения стоимости любой ценой, поскольку основная масса потребителей хочет купить дешевле.

Приведу два примера из разных сфер.

  • Производство мясорастительных консервов. Завод делал качественную «ГОСТовскую» тушенку в двух ценовых категориях (элит и стандарт) из свежезамороженного мяса и натуральных ингредиентов. Продавалась плохо.

По требованию отдела маркетинга технологи разработали ТУ на максимально дешевый продукт, состоящий чуть ли не из отходов. Продажи тут же пошли вверх. Топовые линейки свернули — раз в полгода запускали линию «для своих», когда собирался заказ от сотрудников и их друзей.

  • Некоторое время сотрудничал с известным контент-агентством. Там вебмастера и редакторы могли заказать тексты для сайтов в нескольких категориях — от 100 р. до 1 т.р. за 1000 знаков. Соотношение поступающих заказов осмысленных статей к дешевым — где-то один к ста.

И потом, просматривая бестолковые описания товаров и сомнительные новости, читатели негодуют, сваливая всё на «тупых журнашлюшек». А ведь опытные авторы никуда не девались, просто потребитель контента не готов оплачивать качественный инфотовар — лучше взять побольше и дешевле у тех, кто зарабатывает объёмом в ущерб качеству.

«Водянистые» описания товаров в Интернете

Зачастую открывая аннотацию к продукции, хочется сразу же закрыть страницу. Потому что фото неинформативное, а в описании не обнаруживаешь ничего полезного — только общие фразы и ключевые слова, чтобы привлечь посетителя. Но какой смысл читать, что «сегодня эта лодка, купить которую недорого можно в Москве, особенно популярна и обеспечивает возможность рыбалки на разных водоёмах».

Читатель понимает, что его держат за дебила. И желание купить что-либо в этом магазине постепенно пропадает. Получается, что в борьбе за потребителя у продавца остается единственный инструмент — демпинговая цена. В этом случае клиент закроет глаза на всё остальное.

Но откуда взяться вдумчивому подходу к создаваемому материалу, если автор для обеспечения прожиточного минимума вынужден ежедневно браться за любые темы без разбора и выдавать по 10-20 тыс. знаков текста? Ведь для того, чтобы составить то же описание лодки, нужно не только уметь писать SEO тексты, но и разбираться в тематике.

Скажете, что критиковать могут все, а сам-то покажи, как можешь! Пожалуйста — читайте.

Откуда берутся странные новости

Получить новостной контент можно несколькими способами:

  1. Отправить собственного корреспондента или внештатника в командировку, где автор сделает реальные фото, проведет интервью с участниками.
  2. Купить исходники в информационном агентстве и переписать их своими словами.
  3. Дать задание сотруднику, который дистанционно отслеживает соцсети, и на основании субъективных впечатлений очевидцев составляет картину.
  4. Самый дешевый способ — найти копирайтера, который найдет и отрерайтит новость из Интернета. Но с каждой итерацией достоверность исходных данных теряется в погоне за статистической уникальностью.

Например, как репортаж с места событий по сценарию из первого пункта может стоить 200 рублей, если только затраты на тысячекилометровую дорогу составили 10000?

Поэтому многие находят выход — замазать авторские логотипы на фото (плюс для уникализации завалить горизонт, обрезать изображение и подвинуть баланс белого), а слова поменять местами. Получится дёшево, и не надо никуда ехать. Главное — не думать о моральной стороне вопроса. Но когда у кого-то что-то украли — он кричит об этом на весь Инет. И при этом сам с удовольствием пользуется пиратским софтом и таскает чужой контент.

Рерайт статей

Можно заказать текст у компетентного писателя. Это достаточно затратный и небыстрый процесс (обычно от трех дней до двух недель). И на выходе получить качественный материал — опытный автор знает тему, по которой пишет. Но это получится небюджетно.

Более популярный ход — найти грамотный материал по интересующей теме и заказать рерайт на текстовой бирже. Затраты — копеечные (от 10 р./килознак), стат. уникальность — 100% (рерайтер умело переставит слова, а часть из них заменит синонимами). Но читатель не получит ничего нового (особенно, если он уже видел исходник).

Проблема лишь в том, что если все займутся рерайтингом — рано или поздно не будет ничего нового, и пресловутый процент отказов посетителей будет повышаться. А значит, вебмастера будут вынуждены искать новый, уникальный по смыслу контент.

Надеюсь, с помощью этой статьи удалось пролить свет на некоторые особенности писательской «кухни», и ответить на вопрос, откуда берутся плохие тексты.

© Илья Илмарин, 2019
Технический копирайтинг для бизнеса и СМИ