Умение делать фото для иллюстраций собственных статей пригодится как журналисту, так и «продвинутому» копирайтеру. Потому что когда у вас захотят купить статью с фотографиями — вы должны быть готовы к этому. Поскольку наглядное представление событий, предметов и действий существенно упрощает восприятие информации читателем.
В прошлой статье мы говорили о выборе фотоаппарата начального уровня. А сегодня будем учиться им пользоваться с точки зрения копирайтера-фотографа.
Писатель-фотограф: иллюстрации вокруг нас
С момента приобретения фотокамеры она станет постоянным спутником в машине, на прогулке, на работе во время сбора информации. Но после того, как пройдёт первая эйфория от покупки, мы удивимся «никаким фоткам» в «зеленом режиме» и невпопад выскакивающей вспышке.
Наша задача — научиться делать иллюстрации хорошего качества к своим текстам. Поэтому приступаем к получению навыков и работе в RAW. Понятно, что сначала нужно прочитать инструкцию, и освежить в памяти теорию. Но она никоим образом не заменит практику.
Потому что когда снимаешь «в полях» с разной экспозицией — начинаешь по результату понимать, что такое хорошо, и что такое плохо. То же самое касается и выбора композиции. Лишь намучившись с центральным расположением объектов съёмки, висящими поперек кадра проводами, торчащими из головы столбами и навязчивой рекламой, начинаешь подходить осмысленно к выбору ракурса.
Хорошее подспорье в освоении фотографии — зарегистрироваться в фотобанке. Быстро заработать начинающему там достаточно сложно. Зато вы получите обратную связь — комментарии редактора, почему удалено изображение. Это позволит более критично относиться к фотосъёмке. А дальше — как пойдёт. Может, вы найдёте своё направление, и продажа «лишних» фотографий будет пополнять копилку на новый объектив или «тушку».
Фотографируем для иллюстраций — постановочная съёмка
На начальном этапе вам не потребуется сложного оборудования и релизов моделей. Фотографируйте окружающие предметы, пейзажи, родственников. Научитесь располагать объекты в кадре по вектору внимания — из левого верхнего угла в правый нижний. Попробуйте поймать удачный свет, выделяющий необходимые детали изображения.
Экспериментируйте с сюжетами. Снимайте иллюстрации к уже написанным текстам. Старайтесь рассказывать фотографией историю, чтобы заинтересовать читателя. Используйте образное мышление. И со временем придёт понимание, как находить удачный ракурс, компоновать кадр по «правилу третей» или «золотого сечения», выбирать баланс белого. Попутно перестанете заваливать горизонт и вертикали.
Предметная фотосъёмка для интернет-магазинов
Копирайтерам, работающим с описаниями товаров, пригодятся навыки предметной съёмки. Во время написания аннотаций зачастую требуются не только тексты, описывающие свойства товара, и помогающие потенциальным покупателям найти интересующую продукцию в Интернете, но и картинки. Без визуализации страница выглядит странно, и вряд ли кто решится на покупку, не посмотрев на изделие.
В большинстве случаев фотосъёмкой занимаются профессиональные фотостудии или сотрудники магазина с более-менее прямыми руками. Но бывают ситуации, когда требуется сфотографировать товар, или отдельный узел (например, при написании инструкций, когда клиент решил заказать текст с иллюстрациями). Поэтому помимо навыков копирайтера — фотографа необходимо обзавестись минимальным оборудованием.
- Бестеневой куб обеспечит равномерное освещение объекта однородным светом и облегчит последующую обтравку контуров для прозрачного фона. Купить оборудование в магазине, заказать из Китая, или сделать самому — решать вам. В крайнем случае, подойдёт каркас металлического стула, обтянутый белой тканью.
- Источники света должны давать равномерное мягкое освещение, быть однородными по спектру. Самый лучший куб можно испортить «грязным светом», установив одновременно лампы накаливания, люминесцентный светильник, и светодиоды с различной температурой свечения. Поэтому для начала пара прожекторов на микрофонных стойках и укрывной материал для парников вполне заменит постоянный свет.
- Штатив придётся покупать. Он пригодится не только для фотографирования предметов, но и во время вечерней пейзажной съёмки или сбора материалов к видеороликам. В последнем случае дешевые варианты отпадают из-за неравномерности движения поворотной головки. Не стоит гнаться за легкостью — тяжелая конструкция устойчивее, и лучше сглаживает вибрацию.
Дистанционный спуск полезен для уменьшения шевелёнки. Будет это инфракрасный пульт или проводное устройство — не столь важно. При отсутствии воспользуемся двухсекундной задержкой затвора — статический объект никуда не убежит.
Переходим к репортажной фотосъёмке событий
По мере освоения нового фотоаппарата копирайтеру-фотографу придётся «выходить в люди». Разумеется, о коммерческой съёмке ответственных мероприятий помышлять рано. Нужно наращивать навыки уверенного обращения с фототехникой.
- Сфотографируем школьную линейку на 1 сентября — научимся выбирать ракурс и находить общий язык с контрсветом.
- Сходим на матч районной команды. И напишем бесплатный фоторепортаж для городской малотиражки.
- Посетим автогонки, потренируемся снимать «с проводкой». Погуляем по технической зоне, чтобы поймать эмоции гонщиков и механиков.
- Проберемся в дом культуры, чтобы заснять концерт самодеятельности при недостаточном освещении.
- Прогуляемся по выставкам, получим опыт работы в специфических условиях.
- Выберемся в парк, и сфотографируем велосипедистов, бегунов, художников.
- На детском утреннике поползаем на животе, чтобы освоить фотосъёмку детей.
На эти мероприятия не потребуется аккредитации, а материала для тренировок и работы над качеством фото будет предостаточно. Список выше составлен с позиции технического журналиста. Если вы пишете о собаках — значит, вам прямая дорога на «дог-шоу», собираетесь печататься в женском журнале — идёте на показ мод или презентацию косметики.
Главное — не «крутизна» оборудования, а умение создать композицию и поймать момент. Владение графическими программами (Photoshop, Lightroom, бесплатный GIMP) будет весомым преимуществом — получить сочные, яркие изображения станет проще.
© Илья Илмарин, 06.12.2017
Технические тексты для бизнеса и СМИ