Фотоаппарат для журналиста

Технический фотограф Илья ИлмаринГоспода, сегодня у нас необычная тема — выбираем фотоаппарат для журналиста. Разумеется, начинающего. Рано или поздно у вас захотят купить иллюстрированный текст или заказать статью с фото. Поэтому коммерческий писатель или копирайтер, которому не чуждо развитие, начинает задумываться о собственных иллюстрациях. Конечно, можно купить готовые изображения в фотобанках. Но иногда требуется контент, который не найти на фотостоках. Да и репортажи с актуальными кадрами намного приятнее читателям. Поэтому предлагаю выбрать фотокамеру начального уровня.

Сразу скажу, что не пытаюсь навязывать свою точку зрения, и претендовать на лавры эксперта. Потому что я пишу тексты, а фотография — приятное дополнение к профессии. Так что статья получилась субъективная. За конкретикой и глубокими познаниями извольте пожаловать на фотосайты — там узкоспециализированной информации несметное количество.

Первый фотоаппарат начинающего журналиста

Первый фотоаппарат журналистаКак правило, покупка это неосознанная, и основывается преимущественно на отзывах в Интернете. А там творится нечто невообразимое. Одни говорят, что на камеры уровня ниже 5D или 1D с «элькой» невозможно снимать в принципе. Другие твердят, что и на телефон получаются фотки отличного качества. Оптимальное решение, как всегда, посередине.

Для начала небольшой комплимент в сторону смартфонов. Огромное благо, что не нужно носить в кармане запасную «мыльницу». Современный телефон позволяет сфотографировать читаемый текст, или интересный кадр, качества которого вполне хватит для иллюстрации к интернет-статье.

Но журналы желают к текстовым материалам качество фотографий выше, чем может дать ваш любимый Iphone, HTC или Samsung. И автор плавно приходит к необходимости покупки более-менее приличной фототехники.

Мы не рассматриваем случаи, когда редакция финансирует покупку фотоаппаратуры. В такой ситуации действует пословица «дают — бери». То есть, по максимуму укладываемся в бюджет, отдавая приоритет оптике. Обучаться будем в процессе пользования.

Аналогичное удивление вызывают советы, когда человек выбирает первую недорогую надувную лодку, а ему сразу начинают рекомендовать нечто семиметровое с 300-сильным мотором. Или девушке, получившей «права», чтобы возить ребёнка в садик, рекомендуют «двухсотый крузак» с прицепом. До серьёзной техники надо дорасти — всему своё время.

Поэтому считаю, что полупрофессиональная техника должна покупаться уже с осознанием того, что нужно. Когда «вырос» из любительских моделей. И стало понятно, что это направление деятельности окупается.

Если чтение уже надоело, и ждёте быстрых советов — пожалуйста:

  • бюджет минимальный — смотрим 600D и EF-S 18-135 f/3.5-5.6 IS;
  • в среднем ценовом диапазоне обратите внимание на 60D и EF-S 18-135 f/3.5-5.6 IS STM;
  • финансов достаточно — берем 5D Mark III и EF 24-105 f/4 L IS USM. А если хватит денег — то замахнемся на 24-105 f/2,8 или 28-300 (в зависимости от приоритетов съемки).

Все примеры привожу исключительно Canon, т.к. сам пользуюсь этой техникой много лет. Я категорически против холиваров на почве Canon vs Nikon, «Мерседес» или «БМВ», «Ямаха или «Хонда», и не понимаю фанатов брендов.

Canon 600D — недорогой фотоаппарат для писателя

Фотоаппарат на ноутбукеИз многообразия любительских «зеркалок» после 30-летнего перерыва в фотографии я предпочел именно эту камеру. Бюджетный аппарат имеет вполне достойные характеристики, плюс достаточный ресурс затвора. Тем, кто периодически снимает видео, больше подойдёт 650-я модель. Хотя, по ощущениям, её матрица показалась более шумной, чем у «шестисотого».

За доступную цену мы получаем «настоящий» фотоаппарат. Который может снимать в ручном режиме и сохранять изображения в RAW, позволяет фотографировать выставки без вспышки на ISO 800, делать серию фото в движении. Поворотно-откидной дисплей окажет неоценимую помощь при съёмке «от пола» или сверху на вытянутых руках (потребуется при работе на массовых мероприятиях, пока не научились кадрировать «наощупь»).

Не забудем приобрести дополнительный аккумулятор. За ёмкостью гнаться не стоит — китайского аналога за 400 рублей достаточно для подстраховки.

Canon 60D — полупрофессиональная камера журналиста

Девушка с фотоаппаратомЧувствуете силы и желание развиваться в направлении визуализации — можно пропустить первую стадию, и приобрести 60D или 700D. Приятный на ощупь и ухватистый корпус оставляет впечатление солидной вещи. Вместе с тем, он компактнее полнокадровых моделей.

  • По сравнению с младшим собратом получим чуть лучшее качество картинки в RAW— сможем снимать уже на ISO 1600 при достаточном для публикации в интернете или газете качестве. При съёмках репортажей это свойство сложно переоценить. Причем светочувствительность можно выставить более точно.
  • Практически втрое больший «запас хода» — аккумулятора хватит на 500-1000 кадров. Особенно это актуально при работе на выезде, когда заряжаться негде. Немалая заслуга в этом дополнительного верхнего дисплея. Который делает практически ненужным основной экран, что ощутимо экономит батарею.
  • Быстрый автофокус позволит делать больше резких снимков динамичных событий.
  • Увеличенный объём буфера пригодится при серийной съёмке в спорте. Плюс достаточная для большинства случаев «скорострельность» затвора (при съемке спорта и с брекетингом для HDR — весьма нужный параметр) с двумя градациями темпа.
  • Удобная регулировка диафрагмы под большой палец, а не через меню.
  • Встроенный уровень поможет выставить горизонт.

Таким образом, если финансы позволяют, то есть смысл приобрести аппарат «на вырост». А когда достигнете потолка возможностей «кропа» — начнете присматриваться к полному кадру и светосильной оптике.

Выбираем объектив для первой фотокамеры журналиста

Первый фотоаппарат копирайтера

Пока не обросли набором «стекол» в увесистом кофре, пригодится универсальный объектив. И вообще, часто нет времени на смену оптики, а брать с собой несколько камер не всегда есть возможность. Поэтому «фиксы» сегодня оставим за кадром,и выберем оптимальный «зум». А говорить про аберрации, виньетирование, «подушку» и «бочку» в начальной ценовой категории считаю кощунственным.

Если купим объектив 18-55 f/3.5-5.6 IS II с пластиковым байонетом, то первым делом во время съёмок уличных мероприятий нас ожидает разочарование в виде недостаточного приближения. Всё-таки фокусного расстояния 55 мм для единственного «стекла» мало. Добавим к этому особенность конструкции, при которой во время фокусировки бленда вращается вместе с передней линзой — и откажемся от такого варианта. Но в отличие от «предшественника», IS II более резкий.

Автор статьи убедился в недостатке диапазона ФР, когда на съёмке газетного репортажа с мотокросса пришлось выбирать — или в клубах пыли бегать вдоль трассы, или же получить посредственные снимки с никудышной детализацией, вырезая куски из кадров, сделанных  с бруствера. Переставлять телевик, чтобы при замене нацеплять мусора на матрицу, не хотелось. Поэтому уже на следующих соревнованиях снимал с удобной точки на пригорке в тени деревьев на новый «зум». То же самое можно сказать и про футбол — когда с края трибуны доступны и ворота, и общий план поля.

  • Что касается объектива 18-200 — во-первых, он дороже, чем 18-135. А в этом ценовом сегменте каждая тысяча на счету. Во-вторых, на «длинном» конце уже потребуется штатив, чтобы избежать «шевеленки». И, в-третьих, многим он покажется совсем уж темным. К тому же — недолюбливаю трехколенный механизм, он больше склонен к разбалтыванию.
  • Canon EF-S 18-135 f/3,5-5,6 IS достаточно универсален, закрывает 90% требуемых ФР. Ещё достаточно компактный, но уже с приличным увеличением. Поэтому рекомендую его в качестве первого приобретения. Добавим защитный фильтр с блендой — и приступаем к тренировкам. А если возьмёте следующую модификацию (STM) — получите лучшее разрешение, шуструю фокусировку и приятное бокэ.
  • EF 24-105 L f/4 IS USM — относительно недорогая «элька». Даёт более приятную картинку, и если вы решили погружаться в фотографию сразу с полного кадра — весьма неплохое «стекло», в своё время шло в китовом наборе к 5D Mark II. А если его дополнить EF 70-300 f/4-5.6 IS USM —получится отличный репортажный комплект за вменяемые деньги.

С высокой долей вероятности комплект 600D и 18-135 понравится вашему ребенку. И останется в семье, когда будете переходить на следующую ступень.

Надеюсь, что статья помогла читателям определиться с выбором первого «фотоаппарата журналиста». И новое амплуа позволит вам расширить круг заказчиков, или предложить услуги по иллюстрированию материалов уже знакомым редакторам и вебмастерам.

P.S. Продолжение — в следующей статье о развитии навыков фотографирования.

27.11.2017

© Илья Илмарин
Технические тексты для бизнеса и СМИ