Главная жизненная ценность

Люди рождаются, растут, живут, стареют. Ради чего, что их ведёт жизненной тропой, открывая впереди новые горизонты? С течением времени ценности меняются. То, что казалось безумно важным в подростковом возрасте, в зрелости вызывает лишь улыбку. Безусловно, тему можно свести к простейшей пирамиде Маслоу, разграничив ценности на первичные и вторичные. Но мы проследим жизненный путь человека, обращая внимание на изменение шкалы ценностей.

Детство и юность

Появившийся на свет человек – это чистый лист бумаги. Стараниями родителей и социума он приобретает те или иные черты характера, знания, навыки. Сообразно обстановке строит отношения с окружающими.

С рождения у человека превалируют первичные физиологические потребности в отдыхе и питании. Со временем добавляются вторичные социальные ценности. В этот период возникает стремление к общению, зарождается дружба, чуть позже приходит первая влюблённость.

Юношеский максимализм вкупе с недостатком жизненного опыта отодвигают заботу о здоровье на одно из последних мест. В этом возрасте у подавляющего большинства людей есть заботы намного важнее:

  • казаться «круче», чем они есть на самом деле;
  • развивать общение с противоположным полом;
  • решать первые небольшие, но кажущиеся неразрешимыми, проблемы.

И лишь ближе к зрелости приходит понимание того, что прежние желания перестали быть актуальными, они уступили место другим мечтам о финансовом благополучии, получении образования, интересной работе.

Зрелость

Разделим этот период максимальной продуктивности человека на 3 этапа.

От 18 до 30

Усилия мыслящего человека направлены на построение жизненного фундамента:

  • возникают мысли о сохранении и развитии физических данных;
  • до стабильности ещё далеко, но забота о безопасности уже зарождается;
  • завязываются длительные отношения, перерастающие в создание семьи;
  • как продолжение рода на свет появляются дети;
  • находится применение полученным знаниям;
  • происходит начальная стадия обладания собственно заработанными материальными благами.

Люди стремятся обосноваться в мегаполисах, сделать карьеру, обеспечить свою жизнь.

30 – 50 лет

Это «золотой возраст». Накопленные знания и навыки приносят стабильный доход, тяга к самосовершенствованию открывает новые горизонты творчества. Заряда жизненной энергии хватает, чтобы быть лидером, вести за собой других. Как продолжение развития – дальнейший карьерный рост.

Параллельно приходит понимание того, что главная ценность в жизни – это здоровье своё и близких людей. Всё остальное можно научиться делать, купить или поручить другим. Одновременно с этим происходит становление личности, выдвигая на первый план цели самовыражения, развития и самосовершенствования. Так может в этом состоит самая главная жизненная ценность?

50-70 лет

Люди пользуются плодами своей активной жизни, растят внуков, больше внимания уделяют самообучению. В этом возрасте люди часто ездят в туристические поездки, устраивают посиделки у камина в загородном доме, ведут активную культурную и светскую жизнь.

К сожалению (особенно заметно среди славянских народов), часто тяга к алкоголю перечёркивает все прочие желания, и тогда личность деградирует. Но в этой статье мы не будем рассматривать такой вариант развития событий.

От 70 и старше

Нам, не достигшим этого возраста, сложно судить о мыслях и настроениях людей, перешагнувших этот возрастной порог. Мы можем только предполагать варианты развития событий.

Возможно, это период для осмысливания того, что было сделано за всю жизнь. Или исправления ошибок. Или написания мемуаров. К этому времени людям есть что вспомнить. А результаты их жизни отражаются в детях и внуках. В том, как смогли их воспитать, какие знания привить, какие жизненные ценности для них первостепенны.

Ведь это и есть основная ценность жизни – быть порядочным человеком, заботиться о своих близких, постоянно совершенствоваться, передавая свои знания другим, облегчая им путь к новым вершинам.