Покупая первую лодку, или вырастая из «стартового» комплекта, как правило, мы выбираем двухтактные моторы мощностью до 30 сил. В диапазоне от 15 до 30 hp уже можно отправиться на прогулку в компании, буксировать «ватрушку», ставить мотор на прокатные жесткие корпуса. В этой статье рассмотрим подвесные лодочные двигатели самого мобильного и народного размера — от 2 до 30 л/с.
- Электромоторы.
- Выбор ПЛМ.
- Отечественные моторы б/у.
- Старинные иномарки.
- Свежих «китайцев».
- Моторы с пробегом известных марок.
- Новые двигатели.
- Удачные модели
Электромотор
Его не стоит рассматривать как замену бензиновому, или как первый ПЛМ. Электромотор — предмет осознанного выбора. Сфера применения:
- на рыбалке бесшумно передвинуться на небольшое расстояние;
- пройти по торфяной кромке, чтобы не засорять систему охлаждения главного двигателя;
- пробраться по камышам, выехать из травы;
- уйти с судового хода в случае поломки основного мотора и отсутствия вёсел;
- поплавать на гребной лодке по ближайшему пруду 2-3 часа;
- прокатиться в тишине по заповедному озеру.
Поэтому при использовании мотора по основному назначению эффективнее приобрести бензинового «малыша» вместо «электрички».
Не забываем, что электромоторная установка состоит из электродвигателя с приводом на гребной винт, тяжёлого аккумулятора и зарядного устройства, а в некоторых случаях — еще и дистрибьютора питания, позволяющего коммутировать АКБ в различном сочетании. Большинство обладателей электромоторов используют старый автомобильный аккумулятор и его же зарядное устройство вместо покупки специальной тяговой (не обязательно оригинальной) батареи и зарядника к ней. Стоит отметить, что в маленькой лодочке безопаснее иметь гелевый аккумулятор, или хотя бы AGM.
Какой мотор выбрать
Предположим, что лодку мы купили, и снабдили всем необходимым. Осталось дело за малым — подобрать для неё «пламенный мотор». Процедура эта непростая. За зелёные бумажки в кармане покупателя отчаянно сражаются японские и американские производители, в их сплоченные ряды втискиваются китайские изделия. Те, кто по каким-то причинам не желает спонсировать дилеров — выбирают среди б/у японцев, шведов, американцев, нового и не очень «китая», и отечественных моторов разной степени «ухоженности».
Проще всего посоветовать купить новую Ямаху, Хонду, Сузуки и т.д. Но финансовые условия и водоёмы у всех разные. Будем считать, что наш читатель живёт по средствам, не переплачивает там, где можно сэкономить, реализует принцип «необходимо и достаточно». Так может, купить нового «китайца»? Или сильно б/у «шведа», а то и вообще начать с советских моторов?
Чтобы обозначить границы выбора, сопоставим свои умения с запросами.
- Если водоём небольшой;
- вы с техникой «на ты»;
- все «железки» обслуживаете самостоятельно;
- замена катушки под маховиком или прокладки ГБЦ в пути не является для вас серьёзной неисправностью;
- свободно ориентируетесь в каталогах;
- не считаете проблемой заказать деталь из любой точки мира через Интернет,
то смело берите любой мотор. Вы его всё равно отремонтируете, и он будет работать.
Однако руки у всех растут по-разному, поэтому рассмотрим подробнее каждую группу по возрастанию цены.
Отечественные б/у моторы
Стоимость до 1000 российских руб. за одну лошадиную силу работающего агрегата.
По соотношению л.с. на вложенный рубль отечественные б/у моторы лидируют с серьёзным отрывом. Нередки случаи, когда за 3-5 тысяч приобретался вполне работоспособный «Нептун-23», а если повезёт — то и с электрозапуском.
Нептун 23/25
Считаются лучшим из советско-российских моторов. Рассмотрим его преимущества:
- Достаточная для практически любой надувной лодки мощность, позволяющая перемещаться большой компанией, или таскать ватрушку. А в умелых руках (точнее — ногах) — и лыжника покатать.
- Приемлемый вес (44 кг) — его ещё можно носить одному человеку. О «гераклах», таскающих на одном плече «Вихря», на другом — лодку в 60 кг, говорить не будем (это исключение из правил), равно как и о субтильных водномоторниках, «складывающихся» под «Ветерком».
- Широкий выбор гребных винтов. По сути, имеем 4 варианта: скоростной зелёный от «Москвы-30» для «полётов» налегке, быстрый синий Н=300 мм (12″), развивающий скорость до 48 км/ч, но одновременно и вытаскивающий на глиссирование четверых, универсальный красный Н=280 мм (11″), и грузовой белый Н=240 мм (10″).
- Полноценный реверс с блокировкой откидывания струбцины, защита механизма редуктора в виде срезаемого штифта — «шпонки».
- Достаточно прогрессивная конструкция и высокая надёжность (по меркам отечественной техники). Генераторные катушки и выпрямитель в базовой комплектации, электрозапуск — опционально.
- Все запчасти пока что есть в наличии по гуманным ценам, хотя дорожают не по дням, а по часам. Но выпуск этого мотора свернули позже других, поэтому много деталей продаётся в магазинах и с рук.
- Совместимость с дистанционным управлением, для некоторых ситуаций это плюс.
- При откидывании мотора в лодку не натекает бензиновая лужа.
- Современный внешний вид, приятный звук работающего мотора.
Древние Н-18, Н-20, равно как и трёхцилиндровый Нептун-33 — экзотика для профи. На эти ПЛМ лучше посмотреть, и пройти мимо.
Если мощность «Нептуна» кажется избыточной — рассмотрите вариант с «Ветерком». Желательно выбирать В-9,9 или В-8. В-12 по причине «сырой» конструкции нечасто встречаются на водоёмах. А В-9,9 — осовремененный В-12, но с нормальными подшипниками, «кривозубым» редуктором, системой блокировки откидывания на заднем ходу, и струбциной с широким захватом. Но по весу он тяжелее, чем Тохатсу-9,8, разве что в 2-4 раза дешевле. Также избегайте особо старых «Ветерков» с дорестайлинговым редуктором и эксклюзива в виде В-15 или длинноногой яхтенной модификации с реверсом. Запчастей не было, нет, и не будет.
Н-23 и В-9,9 — два отечественных мотора, на которые стоит всерьёз обращать внимание, если хотите отдыхать, а не копаться в моторе или носиться в поисках запчастей. Это бюджетный вариант для катания или рыбалки с небольшим удалением от базы.
Помимо рассмотренных моделей, советская промышленность выпускала много достойных лодочных моторов, но сейчас найти запасные части к ним практически невозможно, поэтому просто почтим их память:
- Чайка;
- ЗИФ;
- Прибой;
- ЛМР/ЛММ;
- Ветерок-8 с прямозубым редуктором;
- Ветерок-12 с подшипниками скольжения в верхних головках шатунов;
- Ветерок-15;
- Москва-10/12/25/30;
- Привет-22/25;
- Нептун-33;
- Салям-50;
- Вихрь-20/35.
Некоторые ПЛМ (ЛМ-45/Салют/Салют-Э и Вихрь-25/30/30-Электрон), хоть и весьма распространены, но требуют к себе постоянного внимания и рук в масле. Это не вписывается в концепцию современного отдыха горожанина.
Отдельная тема — постсоветская экзотика. С ней тоже вряд ли получится беззаботно отдохнуть:
- Импульс-90/115
- Бийск-45
- Мотор Сiч-15/40
- Волгарь-18/15/9,9
- Салют-2,5/4
Старинные иномарки — от 1000 р/л.с.
Тридцати-пятидесятилетние «скандинавы»
Или, как их ещё называют на форумах, «некромоторы». Европейские ПЛМ представлены фирмами:
- «Скотт»;
- «Электролюкс»;
- «Кёниг»;
- «Кресчент»
- «Вольво-Пента».
Заманчиво за 20 тысяч рублей стать обладателем двадцатисильного «европейца» с весом, как у современной «пятнашки». А если повезёт — то и с мультирумпелем. Или двухцилиндровой «шестёрки». Но вся радость заканчивается, когда приходит время купить запчасти для этой экзотики.
Апогея в развитии двухтактные лодочные моторы достигли в конце 70-х годов. Были получены рекордные показатели по соотношению мощности к весу, но впоследствии европейские производства закрылись, а японцы и американцы предпочли делать хоть более тяжёлые и менее совершенные в техническом плане, но простые и массовые ПЛМ. Поэтому если вы регулярно не ездите в Финляндию, и у вас нет налаженного канала поставок запчастей — лучше обойти эти варианты стороной.
Традиционные моторы:
- «Ямаха»;
- «Сузуки»;
- «Меркурии»/«Маринер»/«СиХорс»;
- «Эвинруд»/«Джонсон».
Некоторые модели выпускаются и по сей день с минимальными изменениями. Но не стоит питать иллюзий, что мотор 80-х годов не ремонтировали, и на нём «плавала бабушка в булочную». Как правило, эти аппараты успели повидать жизнь, но если руки владельца умеют обращаться с техникой, время и гараж для ремонта имеется, а бюджет ограничен — это может стать приемлемым выбором при условии качественной дефектовки и надлежащего ремонта попавшего к вам экземпляра.
Вариант имеет право на существование, но слишком далеко удаляться от лагеря не стоит — всё-таки стаж у моторов солидный.
Новые или почти новые «китайцы» – от 2000р/л.с.
Как пишут в рекламе — китайские моторы являются точной копией японских. Насколько точной — можем судить по отзывам пользователей с отгорающими катушками зажигания и рассыпающимися редукторами. На рынке представлены моторы Sail, Парус, Sea Pro, Hondex/HDX, Beluga, Hidea, Zongshen, Hyundai, Yamabisi, Selva, Allfa, и т.д.
Изобилие названий копий «Ямахи» и «Тохатсу» неуклонно растёт. Но на то они и копии, чтобы быть хуже оригинала. Впрочем, достаточное количество людей их покупает, и довольны качеством. Особенно после перехода с ПЛМ времен СССР.
Если ваша жизнь не находится в прямой зависимости от исправности двигателя, то можете рискнуть своими деньгами, и купить китайский мотор.
По крайней мере, приобретёте личный опыт. Но не стоит брать китайский ПЛМ, если вы:
- слишком далеко забираетесь, чтобы вернуться на вёслах;
- проходите участки с интенсивным судоходством;
- на вашем водоёме затруднён выброс на берег или поиск укрытия, но возможно внезапное ухудшение погодных условий.
Если же два-три раза в год выезжаете покататься возле пляжа, или покидать спиннинг в ближайших зарослях; у вас есть друг, который живёт на воде, или до лагеря на вёслах — рукой подать, а внезапно вышедший из строя мотор не сильно испортит вам настроение — то почему бы не попробовать?
Опыт эксплуатации китайских моторов — «вещь в себе», но по отзывам владельцев, звуку работы и внешнему виду лидируют Sail, HDX, «Зонгшен» и «Хайди». К сожалению, менять катушки зажигания со снятием маховика нужно уметь и на них.
Свежие б/у моторы — от 3000р/л.с.
Условно к этой группе отнесём:
- «Хонду»;
- «Ямаху»;
- «Сузуки»;
- «Тохатсу»;
- «Меркури»
не старше десяти лет. В основном это моторы, эксплуатировавшиеся в России, и здесь же приобретённые новыми. Импортный ПЛМ достаточно сложно сломать, разве что забыть добавить масло в бензин, поездить по камням, или не заметить отсутствие воды из «контрольки».
В любом случае, покупка техники б/у — это лотерея, но в данном случае вероятность выигрыша существенно выше. Конечно, вы можете возразить, что любой двигатель в «умелых» руках можно привести в негодность за 5 минут. На что резонно возразить, что есть люди, которым общение с техникой в принципе противопоказано.
Если новый агрегат по каким-то причинам не рассматривается, то моторы этой группы более предпочтительны, чем остальные. Имеет смысл брать б/у для первой лодки, так как с вероятностью в 95% к следующему сезону вы будете подыскивать себе более мощный ПЛМ, и, скорее всего, лодку покрупнее. Поэтому в условиях экономического кризиса такое приобретение следует считать оптимальным.
Новые моторы. Были от 4000р/л.с.
К сожалению, обвал курса российских денег в конце 2014 года поднял цены импортных моторов на небывалые высоты. И неизвестно, сколько теперь они будут стоить. Скорее всего, от 6000 р/л.с и выше. Или рынок полностью вымрет. Что про них сказать — новое — оно и есть новое. Безусловно, и среди продукции именитых производителей встречается брак и конструктивные просчеты, но в этом случае риск минимален.
На гарантийный ремонт рассчитывать не стоит, если вы не юрист, и у вас нет подменного мотора. Поэтому начальные навыки механика не помешают, чтобы как минимум проверить масло в редукторе (и в картере четырехтактного мотора) после покупки.
По поводу того, какой двигатель лучше, можно спорить долго — на эту тему было сломано немало копий на форумах. Отметим, что если бы какой-то производитель делал плохие моторы, то он бы в скором времени разорился, так как пользователи всего мира активно делятся в Интернете информацией. Другое дело, что у каждого завода есть удачные и неудачные модели. Рассмотрим их более подробно.
Удачные модели
- Из малышей отметим Tohatsu M3,5B2S. У этого моторчика есть полноценный реверс-редуктор.
- Tohatsu M9,8 BS. Всего 26 кг. 2 цилиндра. И пусть говорят, что это «форсированная восьмёрка». Самый маловесящий ПЛМ для глиссирования.
- Suzuki DT 9,9/15 AS. 29 кг. 2 цилиндра. В 2015 году доработан румпель. Самая лёгкая «пятнашка». Простая переделка из 9,9 в 15 л.с. Один из лучших моторов на сегодняшний день.
- Mercury МЕ15M — удобное управление (мультирумпель), низкий вес (36кг), удобная ручка для переноски, понятное включение мелководного режима и блокировки заднего хода. Приятный звук, классический дизайн. Из минусов — неэффективная дефлекторная продувка.
- Yamaha 9,9/15 FMHS — лёгкость форсировки 9,9 в 15 сил. В обновленном поколении «G» не требуется даже менять клапаны. Легендарная японская надёжность. Цвет, подходящий большинству надувных лодок. До появления «Сузуки» DT 9,9 AS был оптимальным выбором для лодок с ограничением мощности 10 л/с.
- Tohatsu M18E2S. Лишние 3 «лошади» по цене «пятнашки». Вес, который ещё можно поднять одному (43 кг).
- Honda BF20DK2 SHU. Четырёхтактный мотор с массой двухтактника (46 кг), его ещё можно перетаскивать без помощников.
- Suzuki DF 9,9-20. Наиболее тяговитая «десятка» с лёгким удвоением мощности.
- Tohatsu M25/30HS. Т-25 в Т-30 переделывается кореектировкой зажигания и расширением отверстия в прокладке карбюратора. Но 52 кг одному нести тяжело.
- Yamaha F25GMHS — 56 килограммов, инжектор, тролл-контрол. Есть версии с тримом.
ПЛМ, которые не попали в наш Топ-10
- «Хонда»-2 воздушного охлаждения. Шум этого двигателя на полном ходу распугает не только рыбу, но и жителей окрестных деревень.
- Двухтактный «Сузуки»- 9,9-15 старого образца. 39 кг для 15 л.с — слишком много.
- «Тохатсу»-15. Один из лидеров-тяжеловесов.
- «Хонда»-8/10 — рекорд по массе. 42 кг.
- «Меркурии»-9,9. Весит, как 15 л.с., но малыми затратами его не форсировать. Без установки резонансной трубки выхлопа максимум получится 13,5 л.с.
- «Тохатсу»-40. По весу и объёму он похож на «тридцатку». Это самая лёгкая, но малообъёмная «сороковка». На скоростных плавсредствах (а именно такой получается надувная лодка с этим мотором) были замечены проблемы, связанные с охлаждением. Частично решалось изменением формы решеток водозаборных окон в дейдвуде.
Подведём итог
Хочется надеяться, что мы не напрасно затронули сильные и слабые места категорий и моделей различных подвесных лодочных моторов. И эта статья поможет вам приобрести оптимальный ПЛМ для надувной лодки.
Выбирайте, соотносите свои навыки и финансовые возможности с акваторией и предполагаемой нагрузкой.
© Илья Илмарин, 2015
При копировании статьи активная ссылка на первоисточник обязательна.