Выбираем лодочный мотор до 30 л.с.

Покупая первую лодку, или вырастая из «стартового» комплекта, как правило, мы выбираем двухтактные моторы мощностью до 30 сил. В диапазоне от 15 до 30 hp уже можно отправиться на прогулку в компании, буксировать «ватрушку», ставить мотор на прокатные жесткие корпуса. В этой статье рассмотрим подвесные лодочные двигатели самого мобильного и народного размера — от 2 до 30 л/с.

Сегодня обсудим:IMGP2383

  1. Электромоторы.
  2. Выбор ПЛМ.
  3. Отечественные моторы б/у.
  4. Старинные иномарки.
  5. Свежих «китайцев».
  6. Моторы с пробегом известных марок.
  7. Новые двигатели.
  8. Удачные модели

Электромотор

Его не стоит рассматривать как замену бензиновому, или как первый ПЛМ. Электромотор — предмет осознанного выбора. Сфера применения:

  • на рыбалке бесшумно передвинуться на небольшое расстояние;
  • пройти по торфяной кромке, чтобы не засорять систему охлаждения главного двигателя;
  • пробраться по камышам, выехать из травы;
  • уйти с судового хода в случае поломки основного мотора и отсутствия вёсел;
  • поплавать на гребной лодке по ближайшему пруду 2-3 часа;
  • прокатиться в тишине по заповедному озеру.

Поэтому при использовании мотора по основному назначению эффективнее приобрести бензинового «малыша» вместо «электрички».

Не забываем, что электромоторная установка состоит из электродвигателя с приводом на гребной винт, тяжёлого аккумулятора и зарядного устройства, а в некоторых случаях — еще и дистрибьютора питания, позволяющего коммутировать АКБ в различном сочетании. Большинство обладателей электромоторов используют старый автомобильный аккумулятор и его же зарядное устройство вместо покупки специальной тяговой (не обязательно оригинальной) батареи и зарядника к ней. Стоит отметить, что в маленькой лодочке безопаснее иметь гелевый аккумулятор, или хотя бы AGM.

Какой мотор выбрать

Предположим, что лодку мы купили, и снабдили всем необходимым. Осталось дело за малым — подобрать для неё «пламенный мотор». Процедура эта непростая. За зелёные бумажки в кармане покупателя отчаянно сражаются японские и американские производители, в их сплоченные ряды втискиваются китайские изделия. Те, кто по каким-то причинам не желает спонсировать дилеров — выбирают среди б/у японцев, шведов, американцев, нового и не очень «китая», и отечественных моторов разной степени «ухоженности».

Проще всего посоветовать купить новую Ямаху, Хонду, Сузуки и т.д. Но финансовые условия и водоёмы у всех разные. Будем считать, что наш читатель живёт по средствам, не переплачивает там, где можно сэкономить, реализует принцип «необходимо и достаточно». Так может, купить нового «китайца»? Или сильно б/у «шведа», а то и вообще начать с советских моторов?

Чтобы обозначить границы выбора, сопоставим свои умения с запросами.

  • Если водоём небольшой;
  • вы с техникой «на ты»;
  • все «железки» обслуживаете самостоятельно;
  • замена катушки под маховиком или прокладки ГБЦ в пути не является для вас серьёзной неисправностью;
  • свободно ориентируетесь в каталогах;
  • не считаете проблемой заказать деталь из любой точки мира через Интернет,

то смело берите любой мотор. Вы его всё равно отремонтируете, и он будет работать.

Однако руки у всех растут по-разному, поэтому рассмотрим подробнее каждую группу по возрастанию цены.

Отечественные б/у моторы

Стоимость до 1000 российских руб. за одну лошадиную силу работающего агрегата.

По соотношению л.с. на вложенный рубль отечественные б/у моторы лидируют с серьёзным отрывом. Нередки случаи, когда за 3-5 тысяч приобретался вполне работоспособный «Нептун-23», а если повезёт — то и с электрозапуском.

Нептун 23/25

Считаются лучшим из советско-российских моторов. Рассмотрим его преимущества:

  • Достаточная для практически любой надувной лодки мощность, позволяющая перемещаться большой компанией, или таскать ватрушку. А в умелых руках (точнее — ногах) — и лыжника покатать.
  • Приемлемый вес (44 кг) — его ещё можно носить одному человеку. О «гераклах», таскающих на одном плече «Вихря», на другом — лодку в 60 кг, говорить не будем (это исключение из правил), равно как и о субтильных водномоторниках, «складывающихся» под «Ветерком».
  • Широкий выбор гребных винтов. По сути, имеем 4 варианта: скоростной зелёный от «Москвы-30» для «полётов» налегке, быстрый синий Н=300 мм (12″), развивающий скорость до 48 км/ч, но одновременно и вытаскивающий на глиссирование четверых, универсальный красный Н=280 мм (11″), и грузовой белый Н=240 мм (10″).
  • Полноценный реверс с блокировкой откидывания струбцины, защита механизма редуктора в виде срезаемого штифта — «шпонки».
  • Достаточно прогрессивная конструкция и высокая надёжность (по меркам отечественной техники). Генераторные катушки и выпрямитель в базовой комплектации, электрозапуск — опционально.
  • Все запчасти пока что есть в наличии по гуманным ценам, хотя дорожают не по дням, а по часам. Но выпуск этого мотора свернули позже других, поэтому много деталей продаётся в магазинах и с рук.
  • Совместимость с дистанционным управлением, для некоторых ситуаций это плюс.
  • При откидывании мотора в лодку не натекает бензиновая лужа.
  • Современный внешний вид, приятный звук работающего мотора.

Древние Н-18, Н-20, равно как и трёхцилиндровый Нептун-33 — экзотика для профи. На эти ПЛМ лучше посмотреть, и пройти мимо.

Если мощность «Нептуна» кажется избыточной — рассмотрите вариант с «Ветерком». Желательно выбирать В-9,9 или В-8. В-12 по причине «сырой» конструкции нечасто встречаются на водоёмах. А В-9,9 — осовремененный В-12, но с нормальными подшипниками, «кривозубым» редуктором, системой блокировки откидывания на заднем ходу, и струбциной с широким захватом. Но по весу он тяжелее, чем Тохатсу-9,8, разве что в 2-4 раза дешевле. Также избегайте особо старых «Ветерков» с дорестайлинговым редуктором и эксклюзива в виде В-15 или длинноногой яхтенной модификации с реверсом. Запчастей не было, нет, и не будет.

Н-23 и В-9,9 — два отечественных мотора, на которые стоит всерьёз обращать внимание, если хотите отдыхать, а не копаться в моторе или носиться в поисках запчастей. Это бюджетный вариант для катания или рыбалки с небольшим удалением от базы.

Помимо рассмотренных моделей, советская промышленность выпускала много достойных лодочных моторов, но сейчас найти запасные части к ним практически невозможно, поэтому просто почтим их память:

  • Чайка;
  • ЗИФ;
  • Прибой;
  • ЛМР/ЛММ;
  • Ветерок-8 с прямозубым редуктором;
  • Ветерок-12 с подшипниками скольжения в верхних головках шатунов;
  • Ветерок-15;
  • Москва-10/12/25/30;
  • Привет-22/25;
  • Нептун-33;
  • Салям-50;
  • Вихрь-20/35.

Некоторые ПЛМ (ЛМ-45/Салют/Салют-Э и Вихрь-25/30/30-Электрон), хоть и весьма распространены, но требуют к себе постоянного внимания и рук в масле. Это не вписывается в концепцию современного отдыха горожанина.

Отдельная тема — постсоветская экзотика. С ней тоже вряд ли получится беззаботно отдохнуть:

  • Импульс-90/115
  • Бийск-45
  • Мотор Сiч-15/40
  • Волгарь-18/15/9,9
  • Салют-2,5/4

Старинные иномарки — от 1000 р/л.с.

Тридцати-пятидесятилетние «скандинавы»

Или, как их ещё называют на форумах, «некромоторы». Европейские ПЛМ представлены фирмами:

  • «Скотт»;
  • «Электролюкс»;
  • «Кёниг»;
  • «Кресчент»
  • «Вольво-Пента».

Заманчиво за 20 тысяч рублей стать обладателем двадцатисильного «европейца» с весом, как у современной «пятнашки». А если повезёт — то и с мультирумпелем. Или двухцилиндровой «шестёрки». Но вся радость заканчивается, когда приходит время купить запчасти для этой экзотики.

Апогея в развитии двухтактные лодочные моторы достигли в конце 70-х годов. Были получены рекордные показатели по соотношению мощности к весу, но впоследствии европейские производства закрылись, а японцы и американцы предпочли делать хоть более тяжёлые и менее совершенные в техническом плане, но простые и массовые ПЛМ. Поэтому если вы регулярно не ездите в Финляндию, и у вас нет налаженного канала поставок запчастей — лучше обойти эти варианты стороной.

Традиционные моторы:

  • «Ямаха»;
  • «Сузуки»;
  • «Меркурии»/«Маринер»/«СиХорс»;
  • «Эвинруд»/«Джонсон».

Некоторые модели выпускаются и по сей день с минимальными изменениями. Но не стоит питать иллюзий, что мотор 80-х годов не ремонтировали, и на нём «плавала бабушка в булочную». Как правило, эти аппараты успели повидать жизнь, но если руки владельца умеют обращаться с техникой, время и гараж для ремонта имеется, а бюджет ограничен — это может стать приемлемым выбором при условии качественной дефектовки и надлежащего ремонта попавшего к вам экземпляра.

Вариант имеет право на существование, но слишком далеко удаляться от лагеря не стоит — всё-таки стаж у моторов солидный.

Новые или почти новые «китайцы» – от 2000р/л.с.

Как пишут в рекламе — китайские моторы являются точной копией японских. Насколько точной — можем судить по отзывам пользователей с отгорающими катушками зажигания и рассыпающимися редукторами. На рынке представлены моторы Sail, Парус, Sea Pro, Hondex/HDX, Beluga, Hidea, Zongshen, Hyundai, Yamabisi, Selva, Allfa, и т.д.

Изобилие названий копий «Ямахи» и «Тохатсу» неуклонно растёт. Но на то они и копии, чтобы быть хуже оригинала. Впрочем, достаточное количество людей их покупает, и довольны качеством. Особенно после перехода с ПЛМ времен СССР.

Если ваша жизнь не находится в прямой зависимости от исправности двигателя, то можете рискнуть своими деньгами, и купить китайский мотор.

По крайней мере, приобретёте личный опыт. Но не стоит брать китайский ПЛМ, если вы:

  • слишком далеко забираетесь, чтобы вернуться на вёслах;
  • проходите участки с интенсивным судоходством;
  • на вашем водоёме затруднён выброс на берег или поиск укрытия, но возможно внезапное ухудшение погодных условий.

Если же два-три раза в год выезжаете покататься возле пляжа, или покидать спиннинг в ближайших зарослях; у вас есть друг, который живёт на воде, или до лагеря на вёслах — рукой подать, а внезапно вышедший из строя мотор не сильно испортит вам настроение — то почему бы не попробовать?

Опыт эксплуатации китайских моторов — «вещь в себе», но по отзывам владельцев, звуку работы и внешнему виду лидируют Sail, HDX, «Зонгшен» и «Хайди». К сожалению, менять катушки зажигания со снятием маховика нужно уметь и на них.

Свежие б/у моторы — от 3000р/л.с.

Условно к этой группе отнесём:

  • «Хонду»;
  • «Ямаху»;
  • «Сузуки»;
  • «Тохатсу»;
  • «Меркури»

не старше десяти лет. В основном это моторы, эксплуатировавшиеся в России, и здесь же приобретённые новыми. Импортный ПЛМ достаточно сложно сломать, разве что забыть добавить масло в бензин, поездить по камням, или не заметить отсутствие воды из «контрольки».

В любом случае, покупка техники б/у — это лотерея, но в данном случае вероятность выигрыша существенно выше. Конечно, вы можете возразить, что любой двигатель в «умелых» руках можно привести в негодность за 5 минут. На что резонно возразить, что есть люди, которым общение с техникой в принципе противопоказано.

Если новый агрегат по каким-то причинам не рассматривается, то моторы этой группы более предпочтительны, чем остальные. Имеет смысл брать б/у для первой лодки, так как с вероятностью в 95% к следующему сезону вы будете подыскивать себе более мощный ПЛМ, и, скорее всего, лодку покрупнее. Поэтому в условиях экономического кризиса такое приобретение следует считать оптимальным.

Новые моторы. Были от 4000р/л.с.

К сожалению, обвал курса российских денег в конце 2014 года поднял цены импортных моторов на небывалые высоты. И неизвестно, сколько теперь они будут стоить. Скорее всего, от 6000 р/л.с и выше. Или рынок полностью вымрет. Что про них сказать — новое — оно и есть новое. Безусловно, и среди продукции именитых производителей встречается брак и конструктивные просчеты, но в этом случае риск минимален.

На гарантийный ремонт рассчитывать не стоит, если вы не юрист, и у вас нет подменного мотора. Поэтому начальные навыки механика не помешают, чтобы как минимум проверить масло в редукторе (и в картере четырехтактного мотора) после покупки.

По поводу того, какой двигатель лучше, можно спорить долго — на эту тему было сломано немало копий на форумах. Отметим, что если бы какой-то производитель делал плохие моторы, то он бы в скором времени разорился, так как пользователи всего мира активно делятся в Интернете информацией. Другое дело, что у каждого завода есть удачные и неудачные модели. Рассмотрим их более подробно.

Удачные модели

  • Из малышей отметим Tohatsu M3,5B2S. У этого моторчика есть полноценный реверс-редуктор.
  • Tohatsu M9,8 BS. Всего 26 кг. 2 цилиндра. И пусть говорят, что это «форсированная восьмёрка». Самый маловесящий ПЛМ для глиссирования.
  • Suzuki DT 9,9/15 AS. 29 кг. 2 цилиндра. В 2015 году доработан румпель. Самая лёгкая «пятнашка». Простая переделка из 9,9 в 15 л.с. Один из лучших моторов на сегодняшний день.
  • Mercury МЕ15M — удобное управление (мультирумпель), низкий вес (36кг), удобная ручка для переноски, понятное включение мелководного режима и блокировки заднего хода. Приятный звук, классический дизайн. Из минусов — неэффективная дефлекторная продувка.
  • Yamaha 9,9/15 FMHS — лёгкость форсировки 9,9 в 15 сил. В обновленном поколении «G» не требуется даже менять клапаны. Легендарная японская надёжность. Цвет, подходящий большинству надувных лодок. До появления «Сузуки» DT 9,9 AS был оптимальным выбором для лодок с ограничением мощности 10 л/с.
  • Tohatsu M18E2S. Лишние 3 «лошади» по цене «пятнашки». Вес, который ещё можно поднять одному (43 кг).
  • Honda BF20DK2 SHU. Четырёхтактный мотор с массой двухтактника (46 кг), его ещё можно перетаскивать без помощников.
  • Suzuki DF 9,9-20. Наиболее тяговитая «десятка» с лёгким удвоением мощности.
  • Tohatsu M25/30HS. Т-25 в Т-30 переделывается кореектировкой зажигания и расширением отверстия в прокладке карбюратора. Но 52 кг одному нести тяжело.
  • Yamaha F25GMHS — 56 килограммов, инжектор, тролл-контрол. Есть версии с тримом.

ПЛМ, которые не попали в наш Топ-10

  • «Хонда»-2 воздушного охлаждения. Шум этого двигателя на полном ходу распугает не только рыбу, но и жителей окрестных деревень.
  • Двухтактный «Сузуки»- 9,9-15 старого образца. 39 кг для 15 л.с — слишком много.
  • «Тохатсу»-15. Один из лидеров-тяжеловесов.
  • «Хонда»-8/10 — рекорд по массе. 42 кг.
  • «Меркурии»-9,9. Весит, как 15 л.с., но малыми затратами его не форсировать. Без установки резонансной трубки выхлопа максимум получится 13,5 л.с.
  • «Тохатсу»-40. По весу и объёму он похож на «тридцатку». Это самая лёгкая, но малообъёмная «сороковка». На скоростных плавсредствах (а именно такой получается надувная лодка с этим мотором) были замечены проблемы, связанные с охлаждением. Частично решалось изменением формы решеток водозаборных окон в дейдвуде.

Подведём итог

IMG_0171Хочется надеяться, что мы не напрасно затронули сильные и слабые места категорий и моделей различных подвесных лодочных моторов. И эта статья поможет вам приобрести оптимальный ПЛМ для надувной лодки.

Выбирайте, соотносите свои навыки и финансовые возможности с акваторией и предполагаемой нагрузкой.

© Илья Илмарин, 2015

При копировании статьи активная ссылка на первоисточник обязательна.